История гимназии № 157 имени принцессы Е.М.Ольденбургской

 

В 2018 г. гимназии № 157 им. принцессы Е.М.Ольденбургской исполнится 145 лет. История нашего образовательного учреждения началась в 1868 г., когда по ходатайству ведомства Учреждений Императрицы Марии при Свято-Троицкой общине сестер милосердия была открыта Рождественская женская прогимназия . Рождественской ее назвали, поскольку первоначально она размещалась на 2-й Рождественской (ныне Советской) улице в доме № 13, а затем в другом здании, по адресу 6-я Рождественская, 21. Первые годы она существовала как четырехклассное учебное заведение. В полном собрании законов Российской империи за 1868 год именным Указом от 20 апреля, объявленным министром юстиции Сенату, записано: «Открыть в Песках Рождественскую прогимназию на 100 учениц» .

 

Прогимназия возникла на Песках, в Рождественской части, где жили люди среднего достатка: мелкие чиновники, купцы, мещане. С появлением здесь женской гимназии небогатые родители смогли вздохнуть свободнее: «На место страха за будущность дочерей явилась надежда, что образованные дети со временем найдут себе честный и безобидный кусок хлеба» .

 

Высочайшим рескриптом от 5 февраля 1869 года Попечительницей Рождественской женской гимназии была назначена Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1925).

 

Евгения Максимилиановна была дочерью Максимилиана-Евгения-Иосифа-Наполеона, герцога Лейхтенбергского (1817-1852) и Великой княжны Марии Николаевны. Герцог - человек разносторонне образованный, увлекался физикой и минералогией. Вместе с известным ученым Б.С.Якоби, изобретателем гальванопластики, Лейхтенбергский разработал новый способ осаждения меди из ее раствора. По его инициативе недалеко от Петербурга был построен гальванопластический завод. В разные годы герцог был главнозаведующим Горным институтом и президентом Академии художеств. Также он инициировал открытие в столице круглосуточной бесплатной лечебницы для бедных, названной впоследствии его именем .

 

Мать Евгении Максимилиановны - Великая княжна Мария Николаевна (1819-1876) была старшей дочерью императора Николая I, и, соответственно, сестрой императора Александра II. С детства великая княжна проявила себя талантливой художницей, что впоследствии сыграло важную роль в ее деятельности на посту президента Академии художеств, который она заняла после смерти мужа. «В роли президента Академии художеств она была полезна и не была декоративной куклой, в ней не было ничего узкого и щепетильного, большой ум, большой запас опытности, широкий кругозор и потребность к простору жизни…» . Великая княжна с уважением и вниманием относилась к талантливым художникам: поощряла уже известных, опекала молодых. Так, побывав на художественной выставке в Москве в 1854 году, она обратила внимание на работы никому тогда еще неизвестного художника А.К. Саврасова.

 

Дедом Евгении Максимилиановны (со стороны отца) был Евгений де Богарне (1781-1824), сын императрицы Жозефины от первого брака, пасынок императора Наполеона I. Бабушкой - дочь баварского короля Максимилиана I принцесса Амалия Августа.

 

После смерти герцога Максимилиана император Николай I присвоил его детям титул Императорского Высочества князей Романовских . Полное имя принцессы Евгении звучит так: Ее императорское Высочество княжна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне.

 

Евгения Максимилиановна родилась 20 марта 1845 г. в Мариинском дворце . Образование она получила традиционное: история, география, иностранные языки, русский язык, литература, танцы, музыка, рисование. В юности принцесса часто проводила время в компании с великими князьями Николаем (Никсом) и Александром (будущим Александром III) и со своими подругами М. Перовской, А. Жуковской, а также с М. и Е.Мещерскими.

 

Женихом княжны Евгении стал принц Александр Петрович Ольденбургский, который рос вместе с великими князьями и дружил с ними. В их дружной компании он познакомился и сблизился с княжной Евгенией. Бракосочетание состоялось в Зимнем дворце 7 января 1868 года. Княжна Евгения, теперь уже и принцесса Ольденбургская, по мнению барона фон Белью-Маркони, произвела на своих новых немецких родственников благоприятное впечатление: «Она была во всех отношениях привлекательна, очень естественна и без претензий, у нее было некрасивое, но очень приветливое лицо. Она не говорила по-немецки, но прилежно стремилась его выучить, чтобы владеть им достаточно при посещении Ольденбурга в мае» .

 

Евгения Максимилиановна, по воспоминаниям графа Шереметева, в семейной жизни была «женщиной благоразумной и хорошей хозяйкой, внимательной, заботливой матерью и добросовестной до педантизма при исполнении своих служебных обязанностей. Она ими поглощена, потому что вообще любит деятельность. Комитеты, заседания, благотворительные дела, бумажные отношения, подшиванье бумаг, представительность – это ее жизнь. Она общительна, гостеприимна, в обращении проста, она любит рассуждать, повествовать и казаться политической дамой. У нее свой особый кругозор и взгляд на людей, свои особые обороты речи... По-русски она пишет и выражается безукоризненно. Она любит чтение и следит за литературой».

 

Принц Александр Петрович Ольденбургский был сенатором, членом Государственного Совета, основателем Императорского института экспериментальной медицины, создателем лаборатории по производству противочумной сыворотки в форте Александр I в Финском заливе.

 

Деятельность Евгении Максимилиановны Ольденбургской была настолько многогранной, что представить ее во всей полноте достаточно сложно. Евгения Максимилиановна, настоящая дочь своего отца, унаследовала от него интерес к искусству, наукам, переняла от него деловую хватку, и если ее отец герцог Максимилиан был первым деловым человеком из семьи Романовых, то принцессу можно назвать первой деловой женщиной в императорской семье. Она возглавляла Императорское общество поощрения художеств, была президентом Императорского минералогического общества, попечительницей Императорского ботанического сада, учредителем художественных школ, конкурсов, выставок, почетной председательницей Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию и др.

 

Евгения Максимилиановна поддерживала своего супруга во всех его общественных делах и начинаниях, а во время его отсутствия курировала подопечные ему учреждения: Императорское училище правоведения, Институт экспериментальной медицины, Приют принца П.Г. Ольденбургского и др.

 

После смерти матери в 1878 г. Евгения Максимилиановна по распоряжению императора заняла пост председателя Общества поощрения художеств. В его залах проводились выставки художников-передвижников, «мирискусников», персональные выставки И.К.Айвазовского, В.В.Верещагина, А.И.Куинджи. При Обществе была также открыта Рисовальная школа, которую возглавлял Н.К.Рерих.

 

Принцесса сама была художественно одаренной натурой, прекрасно рисовала, увлекалась модным в то время видом художественного творчества – выжиганием по дереву.

 

Ольденбургские были отзывчивыми людьми, зная это, к ним обращались многие, в том числе Лев Толстой. Писатель просил передать императрице прошение об облегчении участи одной из политических заключенных (Н.А. Армфельд. – Авт.). Обращаясь к своей родственнице, Л.Н.Толстой писал: «1884. Апреля 17. Москва... мне посоветовали обратиться к Евгении Максимилиановне. Эта мысль меня обрадовала. Впечатление оставшееся об Евгении Максимилиановне, такое хорошее, милое, простое и человеческое, и все, что я слышал и слышу о ней, все так подтверждает это впечатление, что мы решили просить ее, чтобы она передала (прошение – авт.) Императрице».

 

Евгения Максимилиановна проявляла большой интерес к проблеме народного образования, особенно женского, подключившись к деятельности в этом направлении своего свекра П.Г. Ольденбургского. В 1869 г., как мы отмечали, принцесса становится попечительницей Рождественской прогимназии. Шесть лет гимназия помещалась в двухэтажном флигеле Свято-Троицкой общины сестер милосердия на 2-й Рождественской улице. За обучение плата не взималась. Программа обучения была довольно-таки обширная: чтение, письмо, математика, физика, история. При прогимназии имелась бесплатная начальная школа для девочек 7-10 лет из беднейших семейств, их учили с помощью учениц старших классов прогимназии, которые потом получали право работать учительницами в начальных народных школах. В 1874 г. Рождественская прогимназия из Свято-Троицкой общины сестер милосердия переехала в дом Христорождественского братства (6-я Рождественская, 21).

 

В августе 1877 года прогимназию преобразовали в гимназию, открыли новые классы. Популярность гимназии быстро росла, в ней обучались дети купеческого сословия, интеллигенции, офицеров, мещан, ремесленников и крестьян. В 1881 году начало действовать «Общество вспомоществования недостаточным девицам», которое помогало оплачивать обучение в этой гимназии. Учредителями этого общества стали купцы И.Ф. и А.И. Громовы, отец и сын, а возглавляла его принцесса Е.М. Ольденбургская. Средства также поступали от проведения литературно-музыкальных вечеров, любительских спектаклей, танцевальных вечеров и т.д. Значительную часть членов «Общества» составляли преподаватели гимназии, бывшие ученицы и родители учениц. Это содействовало оказанию помощи большому числу воспитанниц. Нуждающимся ученицам, в частности, помогали заказать платье к выпускному балу, причем это преподносилось не как материальная помощь, а, как поощрение за какие-либо успехи, чтобы не унизить девушек.

 

Евгения Максимилиановна так представляла себе цели и задачи воспитания девочек: «Помимо формально образовательных целей, преследуемых курсом средних учебных заведений вообще, женские гимназии могут и должны иметь в виду развитие духовных сил девиц, сообщением именно того запаса знаний, который по практическому его применению в жизни необходим им как будущим матерям, было бы кажется большой ошибкой и в образовании, и в воспитании женщины упускать из виду ее прямое назначение быть матерью в широком значении этого понятия». Претворяя в жизнь свои воспитательные идеи, Евгения Максимилиановна в виде опыта ввела в гимназии преподавание таких предметов как гигиена, учение о «подании первой помощи», домоводство. Долгие годы преподавателям гигиены и врачом гимназии была Анна Николаевна Шабанова. Это одна из первых женщин-врачей, получивших высшее образование в России.

 

Ученицы гимназии обучались: закону Божьему, русскому языку с церковно-славянским, немецкому и французскому языкам, истории, географии, естествознанию с гигиеной, физике, математике, рукоделию, педагогике, рисованию, чистописанию, пению, танцам. Уроки географии проходили не только в классе, у карты. Гимназистки выезжали в пригороды Петербурга и даже в некоторые города России.

 

Оценивалась не только успеваемость, но и поведение гимназисток. Они всегда должны были быть опрятно и аккуратно одеты и причесаны, вести себя сдержанно, показывая хорошие манеры. За этим следили классные дамы. Если девушка сутулилась, ей к спине могли привязать пару тяжелых линеек.

 

Ученицы любили вечера, балы и старательно готовились к ним. Там они могли показать свое умение танцевать и хорошие манеры. Девушки приходили на бал со своими братьями или кузенами, так как считалось неприличным танцевать с незнакомым молодым человеком. Если же юноша хотел познакомиться, он писал девушке записку, которую передавал специальный секретарь.

 

В 1877 году прогимназия была преобразована в гимназию. Девочки могли получить полное гимназическое образование. Окончившие семилетний курс, имели право работать домашними учительницами, а закончившие курс четырех низших классов – начальными учительницами.

 

С 1910 года в гимназии появился дополнительный педагогический класс: гуманитарный и математический. Девушкам предоставлялась возможность по окончании педагогического класса обучаться в Женском педагогическом институте. Многие девушки, окончившие институт, возвращались преподавать в родную гимназию. Примером этому может служить Е.А.Садова, проработавшая в гимназии в качестве преподавателя русского языка и литературы более 20 лет.

 

Вопрос о строительстве нового специального здания для Рождественской гимназии впервые встал в начале 90-х годов. По решению опекунского совета Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны начались поиски места для строительства. Под здание гимназии отвели место на Песках, на Лафонской улице у Смольного института. Здание гимназии принцессы Е.М.Ольденбургской было построено по проекту и под руководством гражданского инженера Александра Павловича Максимова. В разработке проекта также принимали непосредственное участие инспектора по строительной части Ведомства учреждений императрицы Марии академик архитектуры Р.А.Гедике и его помощник П.Н.Волков.

 

А.П.Максимов был довольно известным архитектором своего времени. Здания по его проектам строились во Владимире, Нижнем Новгороде, Пензе и др. городах. Он участвовал в создании памятников Н.В. Гоголю и М.Ю. Лермонтову в Адмиралтейском саду. При участии архитектора Максимова было перестроено здание Технологического института, здание Института гражданских инженеров на 2-ой Красноармейской улице.

 

Строительные работы начались в сентябре 1899 года, а к ноябрю были выложены фундамент и часть подвального этажа, а в мае 1900 года состоялась торжественная закладка здания. Зимой и весной 1901 года велись работы по внутренней отделке, а также по устройству отопления и вентиляции.

 

В сентябре 1901 года в новом здании, вмещавшем более 1000 учащихся, начались занятия.

 

В 1899 году журнал «Строитель» отмечал: «Ведомство учреждений императрицы Марии приступило к постройке колоссального здания, предназначенного для гимназии, главный фасад по Лафонской 35 саженей (1 сажень - 2, 134 метра), боковые его стороны по 29 сажений. Первый этаж – квартиры для начальницы, помещения для классных дам, пять рисовальных классов с особым освещением; в двух других этажах: 16 классов, каждый 16 квадратных сажений, актовый зал имеет в длину 13 сажений, а в ширину 7 сажений, высота его – 11 аршин (1 аршин – 0,7 метра). Внутренний двор выходит на Адлерберговский сад, где есть и площадка для детских игр. Здание будет закончено к июлю 1901 года. Руководит постройкой строительный комитет Ведомства, а непосредственно возглавил работы техник-строитель Александр Павлович Максимов».

 

Современники по достоинству оценили новое здание: «Это здание при простоте постройки и отсутствии роскоши, в отношении света, простора, воздуха и тепла не имеет себе конкурентов не только в Петербурге, но и в России. Замечательно, что в нем нет ни одного темного уголка, а не в переносном только, но и в буквальном смысле слова – это в истину храм просвещения, которым вправе гордиться».

 

Основная часть здания принадлежала Рождественской гимназии, но в пристройке, в соответствии с проектом, размещалось еще одно учебное заведение – первое Мариинское женское училище (основано в 1882 году).

 

Здание гимназии принцессы Е.М.Ольденбургской состоит на государственном учете, включено в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и пользуется всеми правами памятника.

 

Императрица Мария в 1893 году по случаю 25-летия гимназии в Высочайшем рескрипте на имя принцессы Е.М.Ольденбургской выражала душевную признательность за плодотворную и полезную деятельность на благо гимназии, за введение предметов «важных в жизни женщин вообще, и в особенности, женщин такого скромного круга, к которому принадлежат ученицы Рождественской гимназии. При этом своими беседами и указаниями при посещении гимназии, а также постоянным личным примером внимательности, кротости и снисходительности к служебному персоналу и детям, при живой отзывчивости к их успехам Вы создали в Рождественской гимназии дружную семью почтенных тружеников, усердно несущих обязанности воспитания юношества». Принцесса высоко ценила сотрудников своего подопечного учреждения. В своей речи на праздновании 25-летия Рождественской гимназии она говорила, обращаясь к педагогам: «Без Вашей помощи, одни мои усилия не принесли бы плодов. Вы сплотились в дружную семью и работали не жалея своих трудов и почерпая силы в преданности и любви к делу. Будем же продолжать дело воспитания детей в духе христианской нравственности, на радость семьи для служения царю и для пользы отечества».

 

Атмосферу тепла, дружелюбия создавали и люди, работавшие в гимназии:

 

Е.А.Кублицкая-Пиотух (начальница Свято-Троицкой общины в течение 28 лет);

 

М.О.Косинский (первый заведующий прогимназией, основавший первую в Петербурге «Таврическую школу бесплатного обучения»);

 

И.В.Скворцов (автор книг по педагогике, русской истории, философии, по истории женских гимназий, преподаватель педагогики, истории, а затем инспектор гимназии);

 

Е.М.Плотникова (классная надзирательница и учительница прогимназии, более 40 лет главная надзирательница гимназии) и многие другие.

 

18 августа 1899 г. по высочайшему повелению Николая II Санкт-Петербургской Рождественской гимназии присвоено особое наименование: «Санкт-Петербургская гимназия принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской».

 

После Февральской революции в 1917 году семья Ольденбургских навсегда покинула родину. Они поселились на юге Франции в Биаррице. Единственный сын четы Ольденбургских Петр тяжело болел и умер раньше родителей. Сама Евгения Максимилиановна скончалась в 1925 г. в возрасте 80-ти лет.

 

٭٭٭

 

После Октябрьской революции 1917 года гимназия была преобразована в единую трудовую школу № 14, а затем в 5-ю среднюю школу. С 1923 до 1930 г. школа называлась 5-й образцовой фабрично-заводской девятилеткой (Ф.З.Д.) имени Степана Халтурина. В 1939 году школе был присвоен номер 157.

 

Две трети преподавателей гимназии продолжили свою педагогическую деятельность в изменившем название учебном заведении. С 1917 до 1929 года директором школы был бывший учитель истории гимназии Николай Степанович Бондырев, учебной частью заведовала Мария Ивановна Рубан. В школе изменился состав учащихся: здесь стали обучаться девочки и мальчики из рабочих семей. Есть сведения, что именно в этот период на перилах лестниц установили специальные металлические шарики, чтобы мальчики не пытались лихо ездить по ним. Много внимания уделялось трудовому воспитанию. В школе работали многочисленные кружки: переплетные, столярные, слесарные, швейные, бухгалтерские. В школе был магазин, где торговали сами учащиеся. Продавали в основном школьные принадлежности без торговой наценки. Бухгалтерскую проверку осуществляли старшеклассники, которые изучали счетно-бухгалтерское дело. В швейные мастерские брали заказы на пошив белья, вышивки и др. Вырученные деньги шли на покупку иголок, ниток и других принадлежностей. В 20-30-е годы много внимания уделялось физическому воспитанию. В школе работали различные секции: гимнастики, футбола, волейбола. Их воспитанники занимали в районе и в городе призовые места.

 

Большой популярностью у школьников пользовались литературный и драматический кружки. Организовывались встречи с известными людьми. Неоднократно в школе бывал выдающийся российский юрист А.Ф.Кони. Встречи с ним организовывала Елизавета Александровна Садова, выпускница гимназии принцессы Ольденбургской, учитель литературы.

 

В музее гимназии хранится значок выпускника школы 1928 г. Василия Венкова. На этом значке изображена книга с римской цифрой V, факел, серп и молот, лавровая ветвь.

 

В 1930 году директор школы Н.С. Бондырев и некоторые преподаватели были уволены с работы. Говорили, что причина в том, что они из «бывших». В начале 30-х годов Бондырева встречали выпускники 1929 года, и он сказал, что его вызвали на «разговор». Больше ничего о нем не знали. Вероятно он, как и тысячи наших соотечественников, был необоснованно осужден и репрессирован.

 

В 1933-34 гг. наряду с изучением общеобразовательных дисциплин ученики получали основы рабочих профессий. Были созданы мастерские для работы по дереву и металлу (они размещались в подвале, а также в одноэтажном здании во дворе школы). В 1934 году директором стал Александр Егорович Егоров. Начался новый этап в развитии школы. Значительно вырос уровень преподавания точных и естественных предметов, таких как математика, физика, химия. Об этом свидетельствуют воспоминания выпускников тех лет. (После 1936 года Егоров А.Е. был директором Педагогического института им. Покровского).

 

Выпускники вспоминают прекрасного учителя физики Василия Павловича Трифонова. Его судьба трагически оборвалась: он скончался от голода в годы блокады. В школе работал опытный коллектив учителей начальных классов. Двое из них также погибли от голода в первую блокадную зиму (Виноградская и Замыслова).

 

С 1936 по 1939 г. директором школы была Софья Людвиговна Лейко. С первых дней блокады Софья Людвиговна принимала участие в эвакуации детей Смольнинского района. С 1943 года работала инспектором по школам Смольнинского района, затем директором 175 школы, а после - учителем истории в школе № 156. Будучи на пенсии приходила на уроки истории в 157 школе, рассказывала о блокадном Ленинграде. В 1998 г. она была в числе гостей на 130-летнем юбилее гимназии.

 

В довоенные годы активно работали пионерская и комсомольская организации (сборы, походы, игры, костры дружбы, молодежные лагеря, военно-спортивные игры). Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию, и не случайно, что абсолютное большинство учащихся старших классов ушло по призыву и добровольцами на защиту страны в годы Великой Отечественной войны.

 

В числе многих достойных выпускников нашей школы предвоенной поры назовем Георгия Иринеевича Фатале, участника легендарного Парада Победы 1945 года на Красной площади. С 17-ти лет он, вчерашний школьник, принимал участие в боях на Ленинградском фронте. В годы войны командовал разведгруппой на Волховском фронте, взводом разведки, брал «языка», проводил разведку боем, был трижды ранен (дважды тяжело) . После войны Георгий Иринеевич стал известным спортсменом, мастером спорта СССР по фехтованию, преподавал в Суворовском училище, в Военно-медицинской академии на кафедре медицинского контроля физподготовки и спорта, защитил кандидатскую диссертацию по педагогике. Также он запомнился многим и в качестве спортивного комментатора .

 

В 1941 г. директором 157 школы был Петр Семенович Лесков. С начала войны он вместе со старшеклассниками принимал участие в оборонительных работах под Ленинградом.

 

Еще до начала блокады, в конце июня 1941 года, часть младших школьников была вывезена в Ярославскую область вместе с завучем начальной школы Георгием Ивановичем Симоновым и учителями: Н.А. Большаковой и И.М.Коротковой.

 

Летом 1941 года в здании 157 школы разместилась 8-я специальная артиллерийская школа, так как ее здание на Обводном канале было передано госпиталю. Артиллерийские, морские и авиационные школы существовали в Советском Союзе с 1937 года. Их главной задачей была подготовка юношей к поступлению в военные училища. В спецшколе было всего три класса: восьмой, девятый и десятый. Изучались не только общеобразовательные предметы, но и военные дисциплины, такие как топография, химическая защита, артиллерия, уставы. Проводилась строевая, политическая и стрелковая подготовка. Были и уроки танцев. Их вела грациозная дама - преподаватель хореографического училища. Учащиеся носили установленную форму армейского образца, на петлицах кителей - эмблему соответствующего вида Вооруженных Сил или рода войск и буквы СШ.

 

Военная подготовка проходила во время двухмесячных сборов в летнем лагере. В таком лагере под Лугой спецшкольники встретили известие о начале войны. Сто двадцать воспитанников школы, которым исполнилось 16 лет, добровольно вступили в ряды Ленинградского ополчения. Многие сложили головы в боях на ближних подступах к городу. В бою под Красногвардейском (Гатчиной) совершил подвиг Юрий Гапеев. Не желая сдаваться в плен, он взорвал последней гранатой себя и вражеских автоматчиков. Его имя можно прочесть на обелиске, установленном в деревне Романовка .

 

Те, кто остался в Ленинграде, активно участвовали в обороне города: несли патрульную службу в Смольнинском районе, круглосуточно охраняли здание школы, тушили пожары. В просторных классах бывшей гимназии продолжались занятия, ребята изучали штыковый бой, отрабатывали приемы ударов и защиты, изучали строение и работали с прицелом 76-мм пушки, которая была установлена в коридоре 1-го этажа.

 

В декабре 1941 г. положение спецшкольников, получавших минимальный хлебный паек, стало отчаянным. Многие ребята переходили жить в интернат, который располагался в правом крыле школьного здания (там, где сейчас находятся начальные классы). В начале января интернат посетил генерал. Он ходил без сопровождения из комнаты в комнату, и по всему было видно, что он потрясен увиденным и только повторял: «Ребята, крепитесь, мы вас спасем, ребята крепитесь, мы вас вывезем». В полумраке комнат «спецы» сидели на койках, дожидаясь обеда, который состоял из одной столовой ложки каши из клейстера, полтарелки «супа» - кипяченой смеси, в которой плавали 5-7 зернышек риса, а также хлебного пайка по карточке. Все были одеты в шинели, с поднятыми воротниками, в буденовках с опущенными отворотами «ушей». Многие лежали на кроватях, с головой накрытые одеялом и ватным матрацем сверху. Они думали, что больше сберегут сил, но это мнение было ошибочным. Те, кто лежал, зачастую уже не вставали. Обогревались печками - буржуйками. В печь бросали все, что попадалось под руку: мебель, книги, паркет. Но печки-времянки были не везде, поэтому грелись так: посреди комнаты клали два листа кровельного железа и на них разжигали костер. От морозов в школе лопнули трубы, не было воды, не работала канализация, лестница превратилась в ледяную гору. Появилась вшивость. Занятия прекратились сами собой, ребята стали слабеть, умирать. В гардеробе сделали "морг", там складывали мертвых. Умирали ночью, молча, тихо. Трупы товарищей сначала увозили на Охтинское кладбище, а потом довозили только до Большеохтинского моста и оставляли у берега Невы .

 

Наконец, 8 февраля 1942 года было принято решение об эвакуации. У здания школы, на Лафонской улице д. 1, без возгласов и команд выстроились в колонну. Шли, стараясь выдерживать равнение. Ослабших товарищей поддерживали идущие рядом. Сзади везли на саночках, тех, кто не мог стоять на ногах. Мороз был - 42 градуса, у ребят были подняты воротники и застёгнуты шлемы. У водонапорной башни спустились на лед, и пошли к Финляндскому вокзалу. Шли по натоптанной тропинке друг за другом. Некоторые ребята падали, их старались поднять, но они оставались лежать, уткнувшись в снег. Оставшихся в живых спецшкольников увезли в село Тогул Алтайского края. В тылу они завершили военное образование и приняли участие во многих боях Великой Отечественной войны.

 

Воссоздать историю 8 САШ помогали ее бывшие воспитанники: В.С.Битный, В.А.Берчиков, А.Е.Макеев, А.Н. Григорьев и другие.

 

За годом год мелькают даты, даты,

 

Все дальше, дальше страшные года.

 

Но все, что пережили мы когда-то

 

В сердцах и в памяти осталось навсегда…

 

Это строчки из стихотворения ученицы 4 класса 157 школы (1942/43 уч. год) Добровой (Федотовой) Елизаветы, награжденной в 4 классе медалью «За оборону Ленинграда».

 

Во второй блокадный год в 157 средней школе возобновились занятия. Директором школы в то время был Александр Павлович Киршевский. Для нормальной работы школы необходимы были свет, вода и тепло. Учителя и технические служащие распределились по бригадам. Бригаду печников возглавляла учитель истории Анна Александровна Таскаева, бригаду кровельщиков – учитель английского языка Лидия Михайловна Адашева. Помогали им ученики.

 

Бомбежки и артобстрелы не прекращались, поэтому у бригады кровельщиков работы было много. Они забирались на крышу школы, чтобы залатать дыры от осколков бомб и снарядов. Фашисты не раз пытались бомбить Смольный и Большеохтинский мост, поэтому зданию школы, находящейся рядом, сильно доставалось.

 

Немало трудностей было и у бригады печников. Учитель истории Анна Александровна Таскаева рассказывала: «Опыта в кладке печей не было, а их необходимо было поставить в каждом классе. К сожалению, были и разочарования, когда печь дымила. Но сколько было радости, когда сложенная нами печь разгорится, подкинут дрова, и гудит дым в дымоходе» . Ученики вместе с заведующей хозяйством Анной Харлампиевной Строгоновой привозили кирпич для печей на тачке, разбирая разрушенные дома, глину доставали из котлована недалеко от Мальцевского рынка. Екатерина Алексеевна Комарова (техническая служащая) спускалась в яму, где было по колено воды, руками доставала глину, ребята грузили в ящики и везли на тележке в школу.

 

В каждом классном помещении было две или три керосиновые лампы «Летучая мышь», за заправку которых отвечала «тетя Катя», так ласково ребята называли Екатерину Алексеевну.

 

За дровами ездили в район Ржевка - Пороховые. «Тетя Катя» ловко владела топором и пилой, ребята только успевали собирать ветки. Воду брали в Неве, которая, к счастью, была недалеко от школы. Екатерина Алексеевна Комарова была человеком редкой души, она очень любила детей. В первый блокадный год «тетя Катя» потеряла самых близких ей людей: мужа и двухлетнего ребенка. Поэтому боль и страдание ребят она чувствовала особенно.

 

 

 

Во время воздушных тревог учителя уводили учеников в бомбоубежище. Взрослые старались отвлечь ребят от страшных бомбежек, читали им книги, стихи. После отбоя воздушных тревог, они провожали детей домой.

 

Ранней весной 1942 года в школе был организован стационар для самых ослабленных учителей района. Питание в стационаре было трехразовым. Некоторые учителя были очень истощены, и их привозили туда на саночках. Многих этот стационар спас от гибели.

 

Несмотря на крайне тяжелое положение, сотрудники и ученики не падали духом.

 

Накануне нового 1943 года вышла из стационара учитель русского языка и литературы Елена Константиновна Туссина. В школе решили организовать новогодний праздник. Елку поставили в актовом зале. Елена Константиновна вместе с учениками украсила ее самодельными игрушками. Отмечали новый 1943 год. Но как вовлечь ребят в хоровод вокруг елки? Ведь ребята разучились смеяться, прыгать, им трудно было даже ходить. Елена Константиновна подошла к каждому ученику, соединила их ладошки, и все стали водить хоровод вокруг елки. Затем было чаепитие, и каждый получил небольшой сладкий подарок.

 

Выпускница 1942/43 учебного года Мария Ивановна Виноградова вспоминала: «Никогда не забуду, как однажды, не дождавшись на урок Елену Константиновну (она никогда не опаздывала), мы пошли ее встречать и увидели сидящей у решетки Таврического сада почти без сознания. Она была отброшена взрывной волной. Мы привели нашу дорогую Елену Константинову в школу, и она продолжила урок».

 

Действительно, голодные, истощенные учителя, не считаясь со временем, не жалея своих сил, отдавали свои знания ученикам и прививали любовь к своему предмету. Ольга Гавриловна Троицкая – учитель музыки и пения, работала в школе с 1936 года. Во время войны уроки музыки и пения не преподавали. И Ольге Гавриловне поручили возглавить бригаду по поиску осиротевших детей. Она ходила по квартирам домов Смольнинского района. В одной квартире она увидела кровать, покрытую одеялами. Спросила: «Есть, кто живой»? Через некоторое время из-под одеяла показалась головка, затем другая. Это были две девочки 8 и 10 лет, которые уже три дня лежали с мертвой мамой. Они были обессиленные, не могли подняться. Ольга Гавриловна помогла им, определила девочек в детский дом. Позже, эти девочки вместе с Ольгой Гавриловной были эвакуированы из города. В блокадной книге Даниила Гранина, изданной в 1982 году, на 172 странице было написано о первых впечатлениях детей, эвакуированных с Ольгой Гавриловной из блокадного Ленинграда. В 1984 году, когда в школе отмечали 40-летие освобождения нашего города от блокады, на праздник пришла Ольга Гавриловна с одной из спасенных девочек.

 

В 1942/43 учебном году шесть учеников нашей школы успешно сдали экзамены и закончили 10-й класс.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1943-1944 гг. за участие в работе по обороне Ленинграда в период его блокады 39 учителей и сотрудников школы и 49 учащихся были награждены медалью «За оборону Ленинграда». В числе награжденных, в том числе, были: Елизавета Алексеевна Доброва и Ольга Ивановна Круглова (ученицы 4 класса), Леонид Борисович Лебедев (ученик 7 класса). Высокой наградой школьников отметили за работу на полях в годы блокады. За труд на заводе был награжден Георгий Константинович Терентьев (в то время ученик 3 класса). Все они по сей день принимают участие в жизни гимназии, в работе музея ее истории.

 

За особые заслуги в области народного просвещения в период блокады Ленинграда учителя Орлова Зиновия Алексеевна и Туссина Елена Константиновна награждены медалью «За трудовую доблесть».

 

Есть в истории школы и трагическая страница: 15 учителей и сотрудников школы умерли от голода в годы блокады Ленинграда. Об этом напоминает мемориальная доска Памяти, установленная в школе.

 

Драматично сложилась личная судьба директора школы А.П. Киршевского. Осенью 1943 года он был арестован по доносу. Ему дали большой срок: в лагерях он провел 10 лет и 2 месяца. После освобождения А.П. Киршевский жил в г. Чудово, работал банщиком, но преподавал литературу в фельдшерской школе. Впоследствии был полностью реабилитирован.

 

 

 

В числе учителей школы послевоенной поры были фронтовики. В частности, учитель физкультуры Александр Дмитриевич Люлеев участвовал в боях под Москвой и Сталинградом, где был тяжело ранен в сентябре 1942 г., в войне с Японией, награжден орденом Красной Звезды и другими наградами.

 

٭٭٭

 

С января 1944 по 1965 год работой коллектива учителей и сотрудников руководил директор школы Анатолий Павлович Исаев, заслуженный учитель школ РСФСР. Вся его жизнь была посвящена школе. Даже квартира директора находилась в нашем здании. Более 15 лет вместе с Анатолием Павловичем трудились завуч старшей школы Любовь Евгеньевна Брудно и завуч начальной школы Елизавета Григорьевна Гольдштейн.

 

После снятия блокады Ленинграда жизнь в 157 школе стала быстро входить в нормальное русло. В 1944-1945 учебном году 157 школа стала мужской, здесь уже было 24 класса с 880 учащимися. Имена первых золотых медалистов были занесены на мраморную доску в актовом зале. Ими стали: Михаил Кузнецов и Михаил Серебряков. 157 мужская школа отличалась четким режимом работы, строгой дисциплиной, единством учебной и внеклассной деятельности, высокой требовательностью к ученикам и сотрудникам. Особое внимание уделялось преподаванию математики и физики.

 

С 1947 года проводилась работа по созданию учебных кабинетов. Гордостью школы стали кабинеты физики, химии, биологии, географии с современным учебным оборудованием. В каждом кабинете был киноаппарат, а в школе был создан радиоузел. Были оборудованы мастерские по дереву и металлу с рабочими местами для каждого ученика (они находились на втором этаже, в коридоре, где сейчас размещается начальная школа).

 

Гордостью школы был мужской хор, насчитывавший более 100 человек. Организатором и руководителем его был Григорий Иванович Беззубов. Хор часто выступал на площадках города и пользовался у слушателей неизменным успехом. Был и прекрасный духовой оркестр под руководством Михаила Терентьевича Парфенова.

 

С 1957 года школа стала базовой площадкой Академии Педагогических наук РСФСР. Учителя апробировали новые программы, учебники, методики. Проводился эксперимент по производственному обучению и созданию кабинетной системы. Большая экспериментальная работа проводилась в ней Ленинградским институтом Педагогики (Набережная Кутузова, 8). В условиях, когда сокращалось число средних общеобразовательных школ в городе, 157 школа сохранила свой статус. С 1962 года ленинградский институт Педагогики стал заниматься проблемами вечерних школ, а 157 школа стала академической экспериментальной школой Института Общей Педагогики АПН РСФСР в Москве.

 

С 1954 года было введено совместное обучение мальчиков и девочек. С 1963 года особое внимание стало уделяться преподаванию английского языка. Его стали изучать со 2-го класса.

 

В 1958 году в школе прошло мероприятие, неофициально посвященное 90-летию учебного заведения. На праздник были приглашены, в том числе, и выпускницы дореволюционной гимназии, что подтверждает хранящаяся в фондах музея пригласительная открытка.

 

По многим показателям «Исаевская» школа была образцовой, и ее авторитет в городе был очень велик.

 

В 1965-1977 гг. школой руководила директор Любовь Ивановна Рожко, заслуженный учитель школ РСФСР.

 

С 1968 по 1973 г. школа № 157 находилась в ведении АПН СССР. Экспериментальная работа, проводимая по содержанию образования, способствовала методическому росту учителей. Вводились новые типы уроков (уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-диспуты, обобщающие и зачетные уроки).

 

На протяжении нескольких лет в школе проходили практику студенты 4-х и 5-х курсов Педагогического института имени А.И.Герцена. На протяжении 25 лет руководителями практики были учителя физики Лазарева Нина Алексеевна и Сергеева Тамара Михайловна. Педагогический коллектив активно делился опытом работы (в школе проводились Центральные педагогические чтения, семинары). Одним из значимых событий в жизни школы был слет преподавателей и детей всех республик страны, посвященный 50-летию образования СССР (1972 г.).

 

Ярким событием в истории школы было рождение в 1962 году Литературного клуба под руководством кандидата педагогических наук Тамары Николаевны Бобровой. Важным направлением деятельности клуба был просмотр и рецензирование театральных премьер, лучших отечественных фильмов. Гостями клуба становились представители ленинградского и санкт-петербургского литературоведения (ученые Пушкинского дома, Публичной библиотеки, Государственного университета, Педагогического университета, Университета культуры). «Организованные Тамарой Николаевной творческие встречи не только существенно расширяли кругозор учащихся, но и воспитывали у нас гражданские качества, причём, весьма деликатно, - вспоминает выпускник школы, член правления Петербургского отделения Союза Писателей России, Б.А.Подопригора. Но, главная и любимая форма работы клуба - это литературный вечер. За 47 лет деятельности их было проведено более 100. «Античность и наше время», «Александр Блок. К 100-летию со дня рождения», «Слово о полку Игореве», «Сонет в мировой поэзии», - вот темы некоторых литературных вечеров. С 2009 г. работой Литературного клуба руководит А.В.Бармин.

 

Интересной была работа клуба «Кругозор» (руководители: Р.Г.Дегтяренко, Г.А.Колесова). Историю страны и города изучали во время походов и путешествий. Брест, Минск, Москва, Крым, Волгоград, Прибалтика, – такова была география поездок.

 

Популярностью у школьников пользовался «КИД» - Клуб интернациональной дружбы, созданный в школе в 1957 году. Руководителями его были учителя английского языка Р.Я.Экслер и С.В.Севрюгина. В КИДе занимались изучением истории США и Великобритании, вели переписку с английскими, американскими и шведскими школьниками. Проводились экскурсий по городу на английском языке для иностранных делегаций.

 

Близость к Смольному и Облисполкому оказывала влияние на социальный состав учащихся. Партийные и советские работники предпочитали жить неподалеку и отдавали в школу своих детей. Поэтому 157-я школа должна была соответствовать своему статусу. По словам Б.А.Подопригора, школа на рубеже 60-х – 70-х годов, «возможно, и утратила некоторые черты «вальяжной академичности», но приобрела предпочтительную в те годы «официальность».

 

Большое внимание уделялось идеологической работе. В 1-м классе школьники становились октябрятами, а в 3-м классе учеников принимали в пионерскую организацию. В классах формировались «отряды», каждый отряд возглавлял председатель совета отряда, отряды делились на «звенья». У каждого отряда был свой девиз. Все отряды школы объединялись в пионерскую «дружину». Существовали особые ритуалы: в торжественных случаях под барабанный бой выносили знамя школы (хранится в музее гимназии), проходили смотры-конкурсы военной песни, регулярно проводились политинформации.

 

Пионеры приветствовали друг друга призывом: «Будь готов!», на который отвечали: «Всегда готов!». Пионерские отряды соревновались в сборе металлолома и макулатуры. В старших классах школьники стремились стать комсомольцами. У комсомольцев также был особый значок. Проступки товарищей разбирали в классах на пионерских и комсомольских собраниях. В коридорах начальной школы и второго этажа стояли статуи Ленина. На стене актового зала также размещалось панно с портретом вождя мирового пролетариата. Портреты Ленина были и в каждом классе.

 

В 1974 году школа стала экспериментальным учреждением научно-исследовательского института Общего образования взрослых АПН СССР.

 

С 1977 по 1992 гг. директором школы была Алексеева Раиса Петровна, Отличник народного просвещения. В 1960-1970 гг. был введен новый предмет – программирование. Учащиеся работали на ЭВМ «Урал-1». Школьники стали использовать на уроках математики учебные микрокалькуляторы МКШ-2, а в дальнейшем в школе был создан дисплейный класс, где ребята обучались информатике и вычислительной технике. В школе продолжалась активная внеурочная работа (конференции, встречи с выпускниками довоенных лет, выпускниками 8-й САШ, праздники, посвященные Дню Победы, военно-спортивные праздники и др.). С 1992 по 2006 г школу возглавлял Анатолий Николаевич Карпов.

 

После «Перестройки» оживились контакты с зарубежными странами. В 1990 г. 1-я группа школьников побывала по программе обмена в г. Пальмира (штат Пенсильвания, США). Учителя английского языка получили возможность познакомиться с зарубежными методиками преподавания, пройти стажировку за границей. Высокое качество обучения английскому языку и по сей день является гордостью гимназии. Коллектив учителей иностранных языков (английский и немецкий) возглавляет Н.С.Рычкова.

 

С 1995 г. школа активно работала в российско–американском проекте «Глобальное мышление». Проект был посвящен экологической тематике. В рамках проекта действовала программа обмена между учителями и школьниками из Санкт-Петербурга и г. Атланта (штат Джорджия, США).

 

По инициативе А.Н.Карпова в 1993 г. на педагогическом совете было принято решение о создании музея истории школы. Организатором и руководителем музея стала Роза Герцевна Дегтяренко, учитель истории, работавший в нашей школе с 1948 г., отличник народного образования, участница обороны города, награжденная медалью «За оборону Ленинграда». Благодаря ее энергии и энтузиазму был создан значительный фонд музея, насчитывающий более 600 единиц хранения.

 

Значительный вклад в развитие музея также внесли В.С.Битный (ветеран ВОв, воспитанник 8-й Специальной артиллерийской школы) и К.В.Степанец (выпускница 1965 г.). В 1995 г. состоялось торжественное открытие музея, а в 1996 г. ему был присвоен статус «школьного музея Санкт-Петербурга». Своеобразным девизом нашего музея стали строки из стихотворения, впервые прозвучавшего в день его открытия:

 

Сегодня все странички жизни школьной

 

Мы бережно собрали в наш музей,

 

Чтоб изучать, хранить и помнить,

 

И дорожить историей своей…

 

Среди экспонатов музея подлинные аттестаты, фотографии, книги, личные альбомы гимназисток с посвящениями и пожеланиями подруг, лайковые перчатки, письменные принадлежности и многое другое.

 

Большой раздел музея посвящен периоду войны и блокады, который создавался при поддержке ветеранов войны, бывших воспитанников 8-й специальной артиллерийской школы, а также учеников школы блокадной поры. Здесь собраны реликвии того времени: пробитая пулями плащ-палатка, парта, пережившая годы блокады, фуражка артиллериста, разорванная взрывом гильза с поля боя спецшкольников-ополченцев, блокадные спички и хлебные карточки.

 

Отдельный раздел экспозиции посвящен периоду работы школы с 1944 по 1965 годы, когда ею руководил заслуженный учитель школ РСФСР А.П.Исаев. В этом разделе представлены личные вещи директора, знамя школы № 157, атрибуты пионерской организации.

 

По инициативе Р.Г. Дегтяренко в 1997 г. был проведен конкурс на лучший текст гимна школы. Лучшим был признан вариант Елизаветы Добровой и Виктории Федоровой. Музыку написал выпускник школы Михаил Эйделькинд.

 

В 1999 году нашему образовательному учреждению было возвращено историческое название «Гимназия принцессы Е.М.Ольденбургской». Уже в первые годы работы музея были налажены контакты с потомками Е.М.Ольденбургской и программа обмена с гимназией Цецилиеншуле в г. Ольденбурге. Герцог Гуно фон Ольденбург с супругой, его племянник Константин неоднократно посещали гимназию и ее музей. Также были установлены связи с учреждениями города, в создании которых принимали участие русские Ольденбургские.

 

Музей поддерживает традиции гимназии. В их числе: возложение цветов к памятной доске на здании бывшего эвакуационного госпиталя на Суворовском проспекте (50/52) в память о погибших в день бомбардировки 19 сентября 1941 г.; проведение историко – краеведческих игр для учащихся 6-8 классов; встречи с ветеранами войны, посвященные освобождению Ленинграда от вражеской блокады и Дню Победы; встречи с выпускниками гимназии; проведение экскурсий в музее; организация празднования юбилеев гимназии и др. Ярким событием 2008 г. стало празднование 140-летия гимназии, в котором приняли участие более 500 выпускников разных лет. Регулярно ученики гимназии посещают Троице-Сергиеву Приморскую пустынь, ухаживают за могилой Ольденбургских. Ежегодно в первую субботу декабря проходят встречи клуба выпускников «КВ-157» (председатель - выпускник 1949 г. В.В. Салов).

 

С 2003 г. деятельность музея курирует заместитель директора по воспитательной работе Игорь Александрович Персианов. 27 января 2004 г. состоялось торжественное открытие экспозиции музея в новом более просторном помещении. Развиваются новые формы работы музея: «экскурсионные композиции» («Просвещенный благотворитель», «Боевые судьбы воспитанников 8-й САШ», «Блокада глазами детей»); командные игры с использованием технологии «квест» («Вокруг гимназии», «Школа в годы войны и блокады»); выездные и интерактивные экскурсии («История Троице-Сергиевой пустыни», «По местам боев 8-й САШ, «Воспитание в семье Романовых – Ольденбургских», «История забытых вещей»); общешкольные праздники, основанные на материалах музея. Большую помощь в работе музея оказывают учителя гимназии: А.М.Абрамова, А.В.Бармин, А.Б.Поварницына.

 

За время работы музея в нем побывало более 15 тысяч человек. Экскурсоводами проведено более 850 экскурсий на русском, английском и немецком языках. Экскурсоводы музея традиционно занимают призовые места на районных и городских конкурсах. В 2011-12 годах А.Линник, Е.Саенко и А.Филоненко заняли призовые места на городском конкурсе экскурсоводов школьных музеев. В 2006 г. музей гимназии был отмечен дипломом 1-й степени на Всероссийском смотре-конкурсе школьных музеев. В 2009 г. команда музея заняла 1 место в смотре-конкурсе активов школьных музеев Центрального района.

 

В 2006 г. гимназия перешла в ведение Комитета по образованию Санкт-Петербурга, пережив до этого сложный период неопределенности и недофинансирования со стороны РАО. В этом же году гимназию возглавил Евгений Петрович Сидоров. Под его руководством гимназия встретила свой 140-летний юбилей.

 

В настоящее время в 22 классах гимназии обучаются около 600 человек, преподают более 50 учителей, трое из которых являются победителями Всероссийского приоритетного национального проекта «Образование» (А.В.Бармин, С.И.Кочергина, И.А.Персианов), 16 педагогов имеют звание «Почетный работник образования Российской Федерации». Большинство учителей работает в гимназии продолжительное время. Коллектив отличается стабильностью, доброжелательным отношением к ученикам и коллегам. Большим доверием у родителей пользуются учителя начальных классов. Работу начальной школы возглавляет заместитель директора Татьяна Ивановна Блощинская. В гимназии действует новый Литературный клуб, театральная студия «Фортуна» под руководством учителя русского языка и литературы Андрея Владимировича Бармина. Несмотря на то, что студия еще очень молода, у нее уже есть своя история и достижения. С момента основания были поставлены спектакли по произведениям А.Аверченко, А.Барто, В.Драгунского, Д.Родари, А.Чехова, Д.Хармса и других авторов. Доброй традицией стал показ новогоднего представления для начальных классов. В 2011 г. студия стала дипломантом всероссийского конкурса «Малая сцена».

 

Сохраняется традиция организации встреч школьников с яркими, незаурядными людьми. За последние годы гостями гимназии становились: лауреат Нобелевской премии, академик Ж.И. Алферов; Герой Советского Союза, подводник Э.Д. Ломов; политолог, публицист, филолог Б.А.Подопригора; Генеральный консул Великобритании в Санкт-Петербурге Уильям Эллиотт; участник полярных конвоев, ветеран Второй мировой войны М. Бонд; заслуженная артистка России А.Р. Мельникова и др.

 

Несмотря на то, что гимназия является гуманитарной, администрацией прилагаются значительные усилия для того, чтобы поддерживать на должном уровне преподавание точных и естественнонаучных дисциплин. В 2012 г. ученик гимназии Виктор Ворожцов написал ЕГЭ по химии на 100 баллов (учитель Л.П.Большакова).

 

С 1997 года базе гимназии действует международная программа дополнительного образования старшеклассников «Модель Организации Объединенных Наций». Инициатором ее создания и бессменным руководителем является заместитель директора по иностранным языкам Наталья Соломоновна Рычкова. На ежегодных конференциях школьники, принимая роли дипломатов разных стран, моделируют работу органов реальной ООН. Участниками 16 петербургских конференций «Модели ООН» в 1997-2012 гг. были учителя и школьники из Бахрейна, Беларуси, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Замбии, Египта, Израиля, Испании, Италии, Катара, Китая, Кувейта, Ливана, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратов, Перу, Польши, Саудовской Аравии, Сингапура, США, Таиланда, Украины, Турции, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Эфиопии и Японии. В 15-й юбилейной конференции программы (2011 г.) приняли участие более 550 человек.

 

В сущности, конференция «Модели ООН» – это масштабная ролевая игра. Правда, самих участников проекта часто обижает такое определение, ведь для школьников «игра» - это нечто несерьезное. Участие в «Модели ООН» является игрой в том смысле, что мотив этой деятельности для школьников заключается не в ее результате, а в самом процессе. Одновременно учебное содержание программы - более чем серьезно, равно как и отношение делегатов «Модели ООН» к своим обязанностям.

 

В процессе подготовки к конференции каждый делегат должен разработать проект резолюции - главный документ, отражающий позицию государства по конкретному вопросу повестки дня. В ходе конференции по определенным правилам происходит обсуждение этих проектов с целью выработки общих решений.

 

Существование этого проекта как формы внеклассной работы позволяет преодолевать узость предметных рамок, а его учебное содержание – органично интегрировать знания из различных областей, изучающих природу, общество и человека. Роль дипломата ООН, которую принимают на себя старшеклассники, предполагает умение ориентироваться в вопросах политики, экологии и экономики, знание парламентской процедуры и владение английским языком. В основе интеграции - поиск путей решения актуальных проблем, волнующих человечество. Этот поиск осуществляется в ситуациях, которые не прогнозируются заранее, а возникают спонтанно в процессе взаимодействия со сверстниками из других городов и стран. Таким образом, программа направлена на привлечение внимания школьников к глобальным проблемам современности, формирование целостной картины мира, развитие навыков общения и сотрудничества на межкультурной основе.

 

В «Модели ООН» реализован характерный для ролевой игры принцип «постановки себя на место другого». Делегаты конференций, согласно правилам, представляют страны, жителями которых они не являются. Условия программы требуют от участников понимания и принятия позиции другого государства, которое в реальной жизни может являться (или считаться политиками) соперником, недругом их родной страны. Для организаторов «Модели ООН» важно и то, что иностранные гости могут составить собственное представление о России, основанное не на телевизионных репортажах, а на личных впечатлениях.

 

«Модель ООН» проявляет себя как эффективное средство развития общественной активности школьников, их организаторских и творческих способностей. Старшеклассники принимают самое деятельное участие, как в работе конференций, так и в их подготовке. «Модель ООН» обеспечивает широкие возможности для проявления инициативы, а для многих участников становится фактором личностного роста. В рамках проекта издается газета, оформляются тематические выставки, проводятся дебаты, создан сайт в сети Интернет (www.spimun.com).

 

В числе задач проекта - развитие навыков самообразования и работы с носителями информации. В рамках проекта школьники применяют знания, полученные в процессе обучения, для решения практических задач (поиск информации, работа с документами, публичные выступления, ведение дискуссий и др.).

 

Задачей делегатов является поиск решений важнейших проблем современности. Обсуждение вопросов подчинено строгим правилам парламентской процедуры, а итоговые решения оформляются в виде резолюций. Организация конференции и подготовка участников требуют большой предварительной работы, включающей знакомство с деятельностью ООН, овладение навыками самостоятельного поиска информации, освоение общественно-политической лексики, изучение истории и культуры народов зарубежных стран. Рабочий язык «Модели ООН» - английский.

 

Ученики 9-11 кл. принимают участие в международных конференциях «Модели ООН», проводимых в Афинах, Братиславе, Гааге, Гарлеме, Генуе, Иваново, Минске, Риме и Ольденбурге.

 

У гимназии есть свой веб-сайт, размещенный по адресу: www.gym157.spb.ru . У истоков создания нашего сайта была М.А.Горюнова, в то время учитель информатики, сегодня декан факультета информатизации образования ЛОИРО. В настоящее время администратором сайта является учитель информатики С.М.Долозова.

 

Среди учеников школы в разные годы были: д-р пед. наук, автор учебников по химии Георгий Шилинский (1927); заслуженный артист РСФСР, певец оперетты Николай Рубан (1929); футболист, спортивный комментатор Виктор Набутов (1937); лауреат Государственной премии СССР, главный конструктор ЛЕННИИХИММАШ Игорь Андреев; мастер спорта СССР, участник Парада Победы 1945 г. Георгий Фатале (1941), чемпион мира по шахматам Борис Спасский (1954); д-р. техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Галина Дегтяренко (1961); декан Физико-механического факультета Политехнического университета, д. физмат наук, профессор Вадим Иванов (1963); д-р. физмат. наук, профессор физического института скандинавских стран NORDITA, лауреат премии им. А.Гумбольдта (Германия) "за выдающиеся достижения в области теоретической физики" Дмитрий Дьяконов (1966); международный гроссмейстер по шахматам, неоднократная чемпионка СССР Ирина Левитина (1971); заслуженный военный специалист России, политолог, литератор, публицист Борис Подопригора (1972); д-р. ист. наук, декан Восточного факультета СПбГУ Евгений Зеленев (1972); д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Александр Бобров (1977); вице-губернатор Санкт-Петербурга, ныне заместитель министра экономического развития РФ, Михаил Осеевский (1978); заслуженная артистка России, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анастасия Мельникова (1986), теле и радиоведущий, журналист, лауреат премии ТЭФИ Александр Малич (2000) и многие другие деятели науки, культуры, образования и управления.

 

Гимназия была отмечена дипломом 1-й степени на Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» (2006 г.). и дипломом 2-й степени на Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений (2012 г.). В 2008 г. за успехи в педагогической деятельности гимназия была награждена «Звездой Вернадского», высшей наградой Международного межакадемического Союза.

 

В 2012 году по результатам государственных экзаменов по обязательным предметам (русский язык и математика) гимназия заняла второе место в Центральном районе после ФМЛ № 239.

 

Каждое из осваиваемых гимназией новых направлений деятельности органично сочетается с накопленным опытом, вписывается в этот опыт, развивает его, не разрушая, а обогащая сложившуюся систему работы. Концепция развития гимназии реализуется под девизом: «Верность традициям, открытость миру».

 

 

Значок экскурсовода музея. Вручается после проведения трех экскурсий
Значок экскурсовода музея. Вручается после проведения трех экскурсий

Презентация музея гимназии

Музей.pptx
Презентация Microsoft Power Point 5.6 MB